1983 год. Интервью с В.Я.Кочетковым


Мастер-наездник Центрального Московского ипподрома В.Я. Кочетков добился в летнем беговом сезоне 1983 года больших достижений: на Гопаке он выиграл Большой Всесоюзный приз, на Пике — международный приз Мира, на Характере — Летний приз и международный приз Социалистических стран. После этого каскада побед наездник ответил на ряд вопросов.

-Владимир Яковлевич, Вы предвидели первенство Гопака в Дерби? Как работали с ним?

- Ожидать в Гопаке дербиста, когда он двухлеткой поступил из завода, было невозможно. Плечи и ноги слабые, пришлось долго лечить его. В три года он показал результат 2.21. А у всех на устах был тогда еланский Блеск 2.03,4. На что можно было рассчитывать?!...

Но вот зимой Гопак побежал хорошо, почти беспроигрышно: из 11 выступлений 8 раз был первым. Я почувствовал, что к Большим призам он подойдет.

В работе «не спрашиваю» с молодых лошадей максимальной отдачи. Считаю, что они к раннему выявлению резвости не готовы, так как нет должной подготовки в заводах. Гопака, хотя и берег, тротил как минимум по полтора часа в два реприза. С трехлетнего возраста маховые работы, как правило, проводил в три гита, а с четырех лет — в 4, через неделю-две, и так — до розыгрыша Дерби.

Резвые работы на длинные дистанции исключаю. Даже для лошадей, что бегут на 2400 и 3200 м. Все равно их тренирую на 1600 м в 3-4 гита. Только последнюю маховую перед призом делаю «длинную».

- Чего в Гопаке больше, «класса» или «сердца»?

- И класса много, и сердца много. На нем не думаешь, что где-то собьется, что в спине нельзя ехать или вести бег... Он и принимает хорошо, и всегда можно занять выгодное положение со старта или до дистанции. Гопак имеет отличную родословную. Его отец, Паркет, передал сыну свои лучшие качества.

- Когда к Вам в тренинг поступили Пик и Характер и сразу ли они выглядели перспективными лошадьми?

- Оба пришли в двухлетнем возрасте. Характер сразу выделился своей резвостью. Трехлеткой он стал победителем почти всех Больших традиционных призов для своего возраста, хорошд бежал и в прошлом году. А на Пика я рассчитывал в будущем. Он был крупный, грузный, но на хорошем устойчивом ходу. И в старшем возрасте он оправдал мои надежды.

Как я сужу о лошади? Прежде всего по её происхождению, а потом уж смотрю, как она выглядит, как движется. Знаю, от каких маток потомство бежит, а от каких - нет. Вагабитка не особенно классная была, а её детей всегда брал и они бежали хорошо.

- Успеваете ли Вы сами подводить к призам классных лошадей своего тренотделения или Вам в этом помогают? Кто? В какой мере?

- Один я ничего не успею. Только с бригадой. Перед Дерби и международными призами едва успевал сам проехать на каждой лошади последний гит на маховых и резвых работах. 20 лет моим первым незаменимым помощником является Александр Александрович Карев. Второй помощник Алексей Гришин, тоже грамотный и на тренотделении 10 лет.
Оба они и сами ответственно выступают в призах, поэтому не случайно в соцсоревновании среди помощников наездников ЦМИ оказываются в числе лучших.

- Кто ухаживает за лошадьми! Каково участие конюхов в успехе?

- Пика и Гопака убирают супруги - Алла Кочеткова и Сергей Матвеев. Они настолько преданны лошадям, работе, что приходят на конюшню раньше наездника, а уходят после него. Характера убирает Ольга Терентьева, опытный конюх. Она очень внимательно относится к своим подопечным, особенно к Характеру.

- Сколько лет и как успешно Вы работаете наездником? С чего начинали?
- Пришел на Московский ипподром в конце 1947 года конюхом, в тре нотделение Александра Георгиевича Бондаревского. После окончания Хреновской школы наездников был назначен помощником к мастеру-наезднику Петру Аксеновичу Шаронову, а затем перешел в тренотделение к отцу, мастеру-наезднику Якову Степановичу. Работа у опытных наставников стала для меня основой практических знаний.

- В этом году уже 30 лет как являюсь бригадиром тренотделения. Зввние мастера-наездника получил в 1964 году, выиграв к тому времени 40 традиционных призов. Сейчас не считаю уже их количество. Рысаков класса 2.05 выявил 11 голов, из них резвее 2.00 Колчедан - 1.58,8.

- У каждого наездника, жокея, спортсмена есть «своя» лошадь. Кто Это для Вас и почему?
- Самым любимым был лавровский Лазутчик 2.05,6, рождения 1959 год от Подарка и Лазури. Резвый, сильный, дистанционер бесподобный. Последние полкруга на 3200 метров несколько раз пробегал за одну минуту, делая четверти в 30 секунд. На Лазутчике трижды выиграл международный приз имени города-героя Москвы, причем два раза со всесоюзным рекордом. В США он пробежал 2414 метров за 3.09,3. После Лазутчика не было у меня таких лоша дей, даже более резвые не могу сравниться с ним. И нравом был очень хороший, всегда веселый,

- Чем Вы объясняете длительный перерыв в большом успехе Лавровского завода?

- После Подарка и Первенца там не было хороших производителей. Только благодаря пятилетнему использованию Лоу Гановера начался подъем. Мало внимания уделяется заводу и сейчас при распределении производителей. Паркет, отец Гопака, попал туда, можно сказать, случайно — из-за хромоты.

- Какой контакт у Вас с заводом?

- Бываю там каждый год. Отбор молодняка веду по маткам. За 20 лет моей работы на рысаках Лавровки знаю их наперечет. В заводе на качалку не сажусь. Наездники Петр Александров и братья Поповы сами показывают молодняк на дорожке. Контакт с Кубанской госконюшней, где выращен Характер, тоже хороший.

- Сейчас на Вашей конюшне стоят, можно сказать, крэки ипподрома. Это Вас к чему-либо обязывает?

- Конечно! Ответственность перед хозяйствами, ипподромом, коневодством, наконец — перед государством. Мне доверили лошадей — значит, должен выявить их предел, оправдать надежды.

- Какие резервы имеет у нас рысистое депо?

- Не затрагивая селекцию, подойдем с «технической» стороны. Хотелось бы, чтоб на шорноэкипажной фабрике делали последние модели качалок, сбруи, ногавок, наколенников. Зарубежные качалки последнего образца чисто механически, за счет конструкции и наката, повышают резвость лошадей на 1—2 секунды. Также залог прогресса—в повышении качества продукции. Перипетии призовой езды выдерживают колеса 15-летней давности, а новые зачастую рассыпаются. Это может повлечь аварии, травмы, вызывает у наездников чувство неуверенности на дорожке.

Следует обратить внимание и на кормление лошадей на ипподромах. Оно одностороннее: сено, овес, немного отрубей. А ведь в молодом возрасте лошадям просто необходимы белково-минерально-витаминные подкормки, как, например, «Крепыш», «Успех». Нет в рационах и «зеленки» в гранулах. Думаю, что зоотехникам и администрации ипподрома надо пересмотреть рационы с учетом стоимости конедня и вклю-чить недостающие компоненты.

Хорошо бы также «осовременить» ветаптечки на тренотделениях, применять массажные приборы хотя бы для высококлассных лошадей. У нас ведь лошади не хуже, чем за рубежом, но культуру подготовки и испытаний рысаков на наших ипподромах надо еще поднимать. Большой общий успех может прийти только при слаженной работе всех систем коннозаводства.

Беседу вела Т.Ливанова.